Главная
Красота
Мода. Стиль
Макияж
Уход за лицом
Уход за телом
Маникюр/Педикюр
Красивые волосы
Парфюмерия
Пластические операции
Бодимодификация
Здоровье
Обо Всем
Болезни/Лечение
Справочник лекарств
Справочник по медицинским и лабораторным анализам
Здоровое питание
Диеты
Контрацепция
Планируем беременность
Беременность
Роды
Спорт
Фитнес
Активный отдых
Уроки стриптиза
Все о Любви
Отношения - он и она
Интим
Хочу замуж!
Свадьба
Брак
Все о романтике
Наши Детки
от 0 до 1 года
от 1 до 3
от 3 до 7
Школьники
Детское здоровье
О Воспитании/Мамам и Папам
Все о развитии ребенка
Мой Дом
Интерьер
Домоводство
Домашние любимцы
Комнатные растения
Сад, огород
Handmade
Кулинария
Салаты и закуски
Супы
Вторые блюда
Выпечка/Сладкие блюда
Постные блюда
Напитки
Сервировка/Посуда
Полезные советы
Психология
Я - Личность
Дружба
Карьера
Стиль жизни
Звездная жизнь/Сплетни
Путешествия
Юмор
Illustrations/Foto/Art/Design
Праздники
Поздравления
Цитаты
Значение Имени
Русские имена. Мужские
Русские имена. Женские
Отчества. Мужские, женские
Православный Именослов (ДЕНЬ АНГЕЛА)
Значение фамилий
Гороскопы
Знаки зодиака. Характеристика личности, любовь и секс
Зороастрийский гороскоп
Совместимость знаков зодиака
Детский гороскоп
Декадный гороскоп
Фильмы онлайн
Комедии
Мелодрама
Мультфильмы/Анимационные
Семейные/Детские
Сериалы
Рейтинги кинофильмов
Полезные сылки
 
Главная / Все о Любви / Свадьба / Сватовство невесты, сценарий сватовства, обычаи

Сватовство невесты, сценарий сватовства, обычаи

 

.




В старину эти старинные обычаи всегда предшествовали свадьбе. Основной задачей смотрин и сватовства было заключение имущественных договоренностей, определение экономической основы нового брака. Сваты в иносказательной форме давали знать о желании юноши взять в жены девушку из дома, который они как бы "случайно" посетили. Сватом обычно становился отец или пожилой родственник юноши, крестный, уважаемый друг семьи. В каждой местности существовала система условных знаков, заменявших прямое согласие на брак или, тем более, отказ.

Так, в некоторых областях Германии, желанного свата потчевали пирогом, нежеланного приглашали чистить картошку. В Испании символом отказа могла служить вынесенная сватам тыква (такой же обычай встречался в Белоруссии, на Украине). Каталонцы, желая отказать жениху, начинали подметать пол в доме, стараясь, чтобы пыль летела на сватающихся гостей. Большинство обычаев сходны тем, что сгласие на брак обязательно символизировалась совместным "вкушением" какой либо пищи, чаще праздничной, - например, специального пирога.
Иногда заключению соглашения предшествовал ответный визит родителей невесты в дом жениха. Целью таких визитов было выяснение имущественного положения будущей родни. Семья невесты, как правило, наносила такой визит неожиданно.

Предсвадебный цикл обрядов у восточных славян начинался со сватовства. В старину ходили сватать обычно близкие родственники жениха. Разговор заводился издалека, в иносказательной форме - об охоте на куницу или о купле продаже телки. Родители невесты обычно с ответом не спешили. Окончательный ответ давался после второго или третьего захода сватов. В случае положительного ответа родители невесты принимали от сватов хлеб, разрезали его. В случае отказа возвращали хлеб сватамам, а сваты в ответ закрывали дверь спиной. Считалось, что это помешает девушке в дальнейшем выйти замуж.

В России большая роль в сватовстве также принадлежала свахе. Ею, как правило, была мать жениха, но нередко сватовством занималась опытная женщина, которая пользовалась всеобщим уважением. К ней обращались с просьбой, надеясь, что она сможет провести сватовство удачнее, чем сами родители.

Русская сваха

Русская сваха.



Со временем сваха приобрела несколько другой статус. Так называли женщину, имевшую на примете незамужних девушек, которых она и рекомендовала обратившимся к ней мужчинам или родителям юноши. Ее услуги были очень популярны. Мужчины обращались к свахам в силу различных причин: кто-то из-за робости не мог самостоятельно сосватать девушку, кто-то хотел быть уверенным в правильности проведения ритуала сватовства, кому-то просто не хватало времени на выбор невесты.

Для того чтобы сватовство прошло успешно, было принято выполнять ряд обрядовых действий и предосторожностей, связанных главным образом с древней верой в приметы. Суеверное отношение народа к некоторым дням недели и числам нашло отражение и в свадебных традициях. Например, считалось, что в среду и пятницу не следует затевать какие-либо свадебные дела, в том числе сватовство, так как эти дни неблагоприятны для брака. Следили и за тем, чтобы сватовство, как и денъ свадьбы, не приходилось на 13-е число. В то же время такие нечетные числа, как 3, 5, 7, 9 в сватовстве и в свадьбе играли определенную обрядовую роль, считаясь счастливыми. Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца (повидимому, во избежание сглаза). После ухода сватов кто-либо из домашних (обычно женщины) связывал все кочерги и ухваты вместе - для удачи в деле.
] В народе верили и в некоторые другие приметы. Например, тот, кто шел в дом со сватовством, старался по дороге ни с кем не встречаться и не разговаривать. Подойдя к дому, он сначала незаметно прикасался рукой или плечом к дверному косяку и лишь потом стучал в дверь. Получив приглашение войти в дом, входил, крестился на образа и только после этого приступал к разговору. Примечательно и то, что пришедшие со сватовством во время разговора старались незаметно для окружающих дотронуться до ножки стола, за которым обычно велась беседа. Невеста во время смотрин была главным действующим лицом, сохраняя, однако, по традиционному обычаю молчание и переодеваясь в лучшие свои платья до трех раз. Соблюдался и обряд испытания невесты. Иногда мать жениха спрашивала: "А ловка ли девка?" Тогда невеста брала веник и делала вид, что метет пол. В быту кустарей (вышивальщиц, кружевниц, вязальщиц, портних и т. п.) испытание невесты имело иной характер. Так, если невеста была кружевницей, то, чтобы показать ловкость, перекидывала из руки в руку коклюшки, а затем выносила кружева, сплетенные для венчального полотенца.
На смотринах сохранялся и другой традиционный обычай, по которому жених и его родители обязательно выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее. После этого мать невесты подносила жениху стакан "медового питья". Если он выпивал весь мед, значит, невеста ему понравилась, в противном случае он лишь пригубливал питье и возвращал стакан.
При помолвке (заручении) снова повторяется рассказ об охотниках и кунице, а также завязывание полотенец, после чего сваты вручают в качестве выкупа бутылку водки или небольшие подарки. Затем жениха и невесту благословляют хлебом и сажают их на посад, т.е. на почетное место в переднем углу, где расстелена меховая шуба. С этого момента начинается участие в обряде свадебного хора, исполняющего свадебные песни. После заручин жених уже открыто посещает невесту.
В дворянских семьях смотрины происходили без каких-либо обрядовых действий. По этому поводу в доме невесты, как правило, устраивался званый обед. На нем присутствовали родители жениха и невесты, а также крестный отец жениха или его дядя. Если между семьями существовали давние дружеские связи, то приглашались и остальные домочадцы, включая сестер и братьев жениха. У всех социально - сословных групп, в том числе и у дворянства, смотрины по традиции завершались обрядовым молением и круговым обходом стола. В последнем действе принимали участие только родители невесты и родители жениха или сваха с его стороны. Этот обряд совершался без каких-либо посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие продолжать начатое дело, после чего договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.
Сговор или помолвка являлся самым важным предсвадебным обрядом. Процедура сговора зависела от положения семьи. В дворянских кругах по этому случаю в доме невесты давали бал с угощением. Приглашения з виде специальных билетов рассылались от лица старших членов ее семьи. Кроме родственников и друзей дома на сговор обязательно приглашали почтенных и влиятельных представителей городского общества. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту, объявлял об их помолвке. Затем все присутствующие поочередно подходили к ним с официальными поздравлениями. По окончании поздравительной церемонии жених и невеста открывали бал вальсом. Как и в других сословиях граждан, в этот день жених дарил невесте кольцо с каким-либо драгоценным камнем.
В купеческой и зажиточной мещанской среде в день сговора происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях жениха и невесту благословлял, как правило, священник. Он же присутствовал и при отдаче денежной части приданого, деньги передавал отец невесты отцу жениха сразу же после благословения.
У жителей городских окраин и деревень на сговоре обязательно присутствовали близкие родственники. Родители благословляли жениха и невесту иконой, затем происходил традиционный обмен хлебом и солью. После этого отец жениха и отец невесты поочередно отвешивали семь поклонов, ударяли друг друга по рукам и во всеуслышание обещали в согласии завершить начатое дело.
Иногда обряд сговора проходил по более полной программе. Гости требовали привести невесту, которая по распространенному обычаю находилась в другой комнате или соседнем доме и оплакивала свое девичество. Иногда вместо невесты приводили другую девушку, закрытую покрывалом, сваты обнаруживали обман и требовали привести настоящую невесту. Родители невесты спрашивали ее согласия на брак. Получив положительный ответ, ставили молодых людей на одну половицу и связывали подпояской. Затем на стол клали хлеб-соль, образ, зажигали свечи и молились. Сразу же после родительского благословения невеста выходила на крыльцо и, поклонившись семь раз по сторонам, сообщала собравшимся около ее дома соседям и подругам о том, что она окончательно просватана (сговорена), и называла при этом имя своего жениха. Объявление о помолвке встречалось подругами хлопаньем в ладоши и ударами в медный таз.

Традиции сватовства

Традиции сватовства.



После сватовства устраивался "пропой" или "сговор", где собиралась ближайшая родня жениха и невесты и решались хозяйственные и организационные вопросы, связанные с заключением брака. Обычно сначала родственники жениха угощали родню невесты привезенным с собой обедом. Потом со столов убиралось женихово угощение, стол накрывала невестина родня, и усаживала родственников жениха. Во многих русских и украинских селениях после "пропоя", родственники невесты ходили к жениху осматривать его хозяйство; это называлось "дворогляденье". Вечером вся молодежь улицы собиралась у выгона, где парни и девушки играли в "догонялки" ("горелки"), а жених угощал всю молодежь пряниками (обязательно медовыми), которые в особых формах пекла его мать. Заканчивалось веселье катанием на лошадях, украшенных бубенцами. Таким образом, помолвка приобретала общественную огласку. Жених и невеста, кроме родительского благословения, получали общественное одобрение своего брака. После помолвки отказаться от брака не могла ни одна из сторон. Общераспространенной в городской среде была традиция завершать сговор, так же как сватовство и смотрины, хождением "круг стола". В обрядовом хождении на сговоре обнаруживается более широкий круг действующих лиц, чем на смотринах. Кроме родителей невесты и жениха, в обряде обязательно участвовали их восприемники, то есть крестные отцы и крестные матери. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте "божьего милосердия" - тех икон, которые позднее вместе с ее приданым отвозили в дом жениха. В их число входила и икона "родительского благословения". В обряде божьего милосердия, кроме невесты и ее родителей, принимали участие крестная мать и крестный отец, которые также благословляли ее иконой. В современной свадьбе иногда сохраняется сватовство, которому предшествует договоренность молодых людей между собой и с родителями. Оно включает лишь некоторые элементы традиционных досвадебных актов (договор о количестве гостей и сумме расходов на угощение, примерное меню, иногда и количество даров со стороны невесты) и сохраняет функцию знакомства и сближения будущих родственников.

Отказ в сватовстве. Подношение арбуза. Львов И.М.

Отказ в сватовстве. Подношение арбуза. Львов И.М. .



В Украине большее внимание уделялось именно сватовству. Сваты со стороны жениха заходили в дом и говорили: «У вас товар - у нас купец», на что родители невесты отвечали: «Милости просим, гости дорогие» или «Милости просим, сват девке - не позор». Кстати, в городах сватать «девку» ходили не только родственники со стороны жениха, но и профессиональные организаторы сватовства.
Если жених не нравился родителям невесты – ему вручалась тыква, «гарбуз». Обидевшись, сваты могли закрыть дверь спиной, что являлось проклятием, обрекавшим девушку на незамужнюю жизнь.

Сговор о браке

Сговор о браке .



Современное сватовство
Сватовство в наши дни – обычай забытый, и совершенно несправедливо. Но и сегодня помолвка и сватовство обычаи, уходящие корнями в историю, сохранили свое смысловое значение.
Во время сватовства, как и прежде, происходит знакомство двух сторон с родителями, и также имеют место переговоры, носящие деловой характер. Кроме того, современное сватовство объединилось со смотринами, ранее проводимыми после того, как невесту просватали.

Советы жениху

Жених может придти в дом своей нареченной как один, так и с родителями. Основная задача жениха - понравиться родителям любимой девушки с тем, чтобы они дали согласие на брак. Разумеется, все действия совершаются по предварительной договоренности с будущей половинкой в расчете на то, что ее родители будут морально подготовлены к данному визиту.

Войдя в дом, вовсе необязательно падать на колени и произносить пламенные речи о возможности суицидных последствий в случае отказа. Достаточно просто представиться и заявить о Ваших взаимных чувствах. Нелишним будет при этом рассказать родителям возлюбленной о семейных "подвигах", которые вы готовы совершить ради их дочери.

Отправляясь просить руки и сердца своей избранницы, жениху следует соблюсти следующие правила:

Цветы.
Обязательно купить два букета цветов: подороже для будущей тещи и попроще – для избранницы;

Внешний вид.
Естественно, накануне визита лучше посетить парикмахера и маникюршу, побриться и облачиться в лучший костюм;

Подарки.
Вручение дорогих подарков потенциальной родне лучше отложить для помолвки; при сватовстве это может быть расценено как мелкий подхалимаж и подкуп;

Алкоголь.
Практически ни одно российское застолье не обходится без алкоголя; но во время мужского разговора с отцом невесты предложение выпить может значить не только признание за «своего», но и некий тест.
Отказываться –невежливо, налегать на алкоголь – опасно. Как поступить? Первую рюмку нужно обязательно выпить до дна – недопитая водка считается «злом на хозяев дома»; вторую можно выпить в два захода, от третьей и вовсе только пригубить, до четвертой и последующих - не доводить вовсе. Девушка, приведшая в дом знакомиться своего суженого, во время его общения с родителями должна как можно меньше говорить – в иерархии она в данный момент занимает самую низкую ступень, а все важные дела обсуждают «старшие», то есть жених и ее родители, особенно отец. Также нельзя ни словом, ни жестом торопить жениха, вынуждая его сказать, за чем он все-таки пришел, а также встревать в разговор, отвечая на вопросы, заданные жениху.

[b]Сговор о браке [/b]

Советы невесте

В первую очередь - сватовство не должно быть неожиданностью для родителей. Подготовьте маму и папу к приему гостей, сообщив о цели визита. Нелишним будет накрыть стол для гостей.

Если жених пришел со своими родителями, лучше дать возможность обеим сторонам пообщаться без Вашего присутствия.

В общем-то, сегодня нет единых четких правил, по проведению сватовства. Тем не менее, оно необходимо, потому что закладывает основу будущих отношений между двумя семьями. Особенно, если на сватовстве присутствуют обе половины родственников.

Этот элемент свадебной традиции можно обыграть и устроить настоящий веселый праздник. Жених со своими друзьями и родителями приезжает в гости к невесте, и разыгрывается целое представление, сценарий которого вы можете сочинить вместе. Используйте фразы из старинных русских пословиц:

Для роли сватов:
Было бы хожено, да лажено, а там хоть черт родись.
Не сидеть пришли, а с добрым словом.
Сват с правдой не ездит. Никому, кроме свахи не ухвастать.
На ваш товарец мы заморского купца найдем.
На товар нележалый купец неженатый.
Бог вас спасет, что и нас из людей не выкинули (первый ответ родителей невесты свату; нижег.).
Спасибо на любви, сват; а ныне отдавать девки не хотим (отказ).
У нас товар не продажный, не поспел.
Не по купцу товар. Не по товару купец.
Свату либо спасибо, либо – вот так, да вот эдак.
Свату первая чарка и первая палка.

Для родителей и невесты
Для купца, удалого молодца, наша девица хоть куда (говорят родители невесты).
Хлеб-соль берем, а вас пировать зовем (родители согласны отдать невесту).
От добрых людей хлеб-соль примаем, а вам молодца на отдачу (отвечают родители жениха).
Купец здесь, а чего купить пришли, еще не видали (вызов невесты к жениху).
Купец здесь, а товара не видно. Надо красный товар на лицо.
Наше смотрите, и свое покажите. На смотренье, гляденье.
Суженого примите, а ряженую подайте.
Квашня плоха, да притвор-то гож (если невеста не в мать, а в отца).
Жениху да невесте сто лет, да вместе.
В нашем женихе хорош росток (о женихе).
И в нашей невесте нет Торицы (о невесте).
Не спорьте о приданом, после прибавим.
Коли сужено-ряжено, так наш (товар) надо продать, а ваш купить (говорят родители невесты).

Для невесты
Свет моя руса коса, моя девья краса (плачет невеста, хотя и желает выйти замуж).
Аль я сосновый пол протоптала, дубовы лавки просидела?
Не давай мое белое рукодельице чужим людям на поруганьице.
День плакать, а век радоваться (пожелание подруг невесты).

Родители жениха и невесты могут задавать им шуточные вопросы, устроить им своеобразный экзамен, чтобы проверить, готовы ли они к браку, хорошо ли знают друг друга и пр.

Присказки и речи на СВАТОВСТВО

Аль я сосновый пол протоптала, дубовы лавки просидела?

Батюшка, пей, да дочери не пропей!
Бог вас спасет, что и нас из людей не выкинули (первый ответ родителей невесты свату; нижег.).
Был бы купец, а товар есть.
Было бы хожено да лажено, а там хоть черт родись.
Быть на винной чарке, на первых сидинах (на смотринах).

В нашем жите хорош росток (о женихе).
В сватовстве спрашивают не о душе, а о душах.
Ваш товар нам люб: люб ли вам наш? (говор. сват отцу невесты).
Воля батюшкина, нега матушкина (говорит невеста).
Входя в избу к невесте, сват берется рукой за голбец (за столб печной, под полатями).
Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку (или: куницу).
Выбирай не невесту, а сваху.
Выдь на крыльцо, покажи свое белое лицо.
Выходя на сватовство, связывают вместе кочергу и помело (курск.).

День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).
Для купца, удалого молодца, наша девица хоть куда (говор, родители невесты).
Дочь из нашего послушания не выходит (согласны отдать).

Жених невесту покрытую узнаёт (на девичнике).
Жених пожимает невесте ноги и руки, чтоб она была кротка.
Жениху да невесте сто лет, да вместе.

Заглазного купца кнутом бьют: просим товар лицом показать.
Заливать невесту (окончательно просватать). Пропитая - залитая.

И в нашей пшенице нет торицы (о невесте).
Или я вам не слуга была, или не работница?

Как под крестом (под благословением), так и под венцом.
Квашня плоха, да притвор-то гож (если невеста не в мать, а в отца).
Коли сужено-ряжено, так наш (товар) надо продать, а ваш купить (говорят родители невесты).
Кто на невесту шьет, помолодеет.
Купец здесь, а товара не видно. Надо красный товар налицо.
Купец здесь, а чего купить пришли, еще не видали (вызов невесты).

Люб, так сват; не люб - добрый человек.
Люди женятся, а у нас глаза светятся.
Люди хвастают - не перелезешь; сват схвастает - на коне не перескочишь.

Молода: хлебом-солью отца-мать не объела.
Моя девка умнешенька, прядет тонешенько, точёт чистешенько, белит белешенько.

На ваш товарец мы заморского купца найдем.
На товар нележалый купец неженатый.
Наше смотрите и свое покажите. Не смотренье, гляденье.
Не давай коня в соху, не пускай жену в свахи.
Не давай мое бело рукодельице чужим людям на поруганьице.
Не женись для тещи, не выдавай для свекра.
Не за отца отдать, а за молодца.
Не навоешься за столом, так наревешься за столбом.
Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты).
Не плачет за столом, наплачется за столбом (невеста на девичнике должна плакать).
Не по купцу товар. Не по товару купец.
Не порогом мы поперек вас стали: есть лучше нас.
Не рука вам товар наш, по себе найдете.
Не сидеть пришли, а с добрым словом.
Не спорьте о приданом, после прибавим.
Невеста не то, что бы в окошко подать, а хоть кому угодно на ладонке поднести.
Никто против свахи не соврет.

Одна только сваха за чужую душу божится.
От добрых людей хлеб-соль примаем, а молодца на придачу.
Отдай за куницу (т. е. замест) красну девицу.

Переломить пирог (просватать девку рукобитьем; сват переносит пирог трижды через руки отцов, ломает и дает им по куску. Яросл.).
Перстнями переменяться, золотой чарой переливаться.
Посвататься, как дровней попросить (легко).
Посоветуемся с родными, дайте подумать (желанный ответ свахе).
Пришли в гости, не гостить, а пир подымать.
Пришли с добрым (за добрым) делом (сватать).
Просим наших детей посмотреть и своих показать.
Просим не прогневаться; ищите лучше нас.
Против божьей воли, против добрых людей не спорщики.

Рано, девка-то молода еще: не из кута, в кут глядит.
Рука дороже подноса (говор, сват, когда невеста потчует).

Сват с правдой не ездит. Никому против свахи не ухвастать.
Сват свату холодный друг. Сват свату на пору друг.
Сват, так сват; а не сват - ин добрый человек (т. е. не отдадите, так и не гневайтесь).
Свата (Сваху) не берут из того дома, где жених, а из-под другой крыши (нижег.).
Сватают, так и хвастают. Сватать, так хвастать.
Сватовство - душегубство. Сваха чужие грехи на душу. принимает.
Свату либо спасибо, либо - вот так, да вот эдак.
Свату первая чарка и первая палка.
Сваха ходит собачьей тропой. Сваха лукавая, змея семиглавая.
Свет моя руса коса, моя девья краса (плачет невеста, хотя и желает выйти замуж).
Сидеть маком (красоваться в девках).
Спасибо на любви, сват; а ныне отдавать девки не хотим (отказ).
Станешь гадать, как девку отдать (как придется девку отдавать).
Суженого примите, а ряженую подайте.
Сходились - не бранились; дай бог разойтись, не браниться (говор, свату).

У вас товар, а у нас купец (жених).
У нас товар не продажный, не поспел.
У хорошей невесты по семи подруг (по обычаю в Курск.).

Хлеб-соль берем, а вас пировать зовем (согласие на отдачу).
Хлеб-соль берем, а запорученье на суд добрым людям отдаем.
Хлеб-соль примаем, а вас под образа сажаем.
Хочу вскочу, не хочу не вскочу (от обычая Тамб. губер. приглашать невесту вскочить в юбку, поневу, которую носят одни замужние).

Чужую сторону никто против свахи не нахвалит.

Шляпу на колке забыл (кричат вслед жениху, призывая его по уходе гостей проститься с невестой).

Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж).
 
 
загрузка...
 
 

Rambler's Top100
Карта сайта
Служебный вход