Главная
Красота
Мода. Стиль
Макияж
Уход за лицом
Уход за телом
Маникюр/Педикюр
Красивые волосы
Парфюмерия
Пластические операции
Бодимодификация
Здоровье
Обо Всем
Болезни/Лечение
Справочник лекарств
Справочник по медицинским и лабораторным анализам
Здоровое питание
Диеты
Контрацепция
Планируем беременность
Беременность
Роды
Спорт
Фитнес
Активный отдых
Уроки стриптиза
Все о Любви
Отношения - он и она
Интим
Хочу замуж!
Свадьба
Брак
Все о романтике
Наши Детки
от 0 до 1 года
от 1 до 3
от 3 до 7
Школьники
Детское здоровье
О Воспитании/Мамам и Папам
Все о развитии ребенка
Мой Дом
Интерьер
Домоводство
Домашние любимцы
Комнатные растения
Сад, огород
Handmade
Кулинария
Салаты и закуски
Супы
Вторые блюда
Выпечка/Сладкие блюда
Постные блюда
Напитки
Сервировка/Посуда
Полезные советы
Психология
Я - Личность
Дружба
Карьера
Стиль жизни
Звездная жизнь/Сплетни
Путешествия
Юмор
Illustrations/Foto/Art/Design
Праздники
Поздравления
Цитаты
Значение Имени
Русские имена. Мужские
Русские имена. Женские
Отчества. Мужские, женские
Православный Именослов (ДЕНЬ АНГЕЛА)
Значение фамилий
Гороскопы
Детский гороскоп
Совместимость знаков зодиака
Знаки зодиака. Характеристика личности, любовь и секс
Зороастрийский гороскоп
Декадный гороскоп
Фильмы онлайн
Комедии
Мелодрама
Мультфильмы/Анимационные
Семейные/Детские
Сериалы
Рейтинги кинофильмов
Полезные сылки
 
Главная / Наши Детки / Школьники / Ролевые игры. Легко ли быть родителями хоббита?

Ролевые игры. Легко ли быть родителями хоббита?

 
Ролевые игры – новое, необычное увлечение. Даже больше, чем увлечение: образ жизни, почти философия. Для многих родителей – не вполне понятная, чужая, неизвестная материя. Нечто связанное с тайной. Какая-то сила, которая заставляет еще вчера мирного, домашнего подростка покидать родной дом, чтобы поучаствовать в очередном сражении.

дети

дети.



Многие родители считают увлечение ролевыми играми опасным, почти запретным. Так ли это на самом деле? О том, легко ли быть родителем почти настоящего хоббита, рассказывает журналист, мама сына-подростка Елена Куценко.


Во власти паники


Ролевые игры стали довольно распространенной молодежной субкультурой. Родители новоиспеченного хоббита или эльфа впадают в панику, особенно если это первый ребенок или если старшие уже миновали переходный возраст без особенных выкрутасов.

В этот момент ужасно хочется «сделать хоть что-нибудь», чтобы остановить, вытолкнуть из своей жизни это непонятное, определить причины: может быть, это мы в чем-то виноваты, если ребенок уходит из теплого дома в мокрый лес со щитом и мечом? И как себя вести с ним дальше?

Меня несколько лет тревожили эти вопросы. В поисках ответов я разговаривала с педагогами и психологами, подростками и взрослыми, которые организуют эти игры. Кое в чем, мне кажется, я немного разобралась.


Силовые методы отменяются


Помните, в мультфильме мама дяди Федора безнадежно кричит ему вслед: «Я тебя растила, ночей не спала, а ты… на электричках ездишь»? Так вот, событие уже произошло, ребенок вырос и демонстрирует это со всей очевидностью. Загнать его обратно в детство невозможно, и нет такой волшебной кнопки, чтобы все стало как раньше. Лучшее, что вы можете сделать, – это как можно более отчетливо оценить ситуацию и действовать в ней, стараясь не наделать ошибок. Разумеется, у каждого свои представления о том, что считать самым главным во взаимоотношениях с ребенком. Для меня и тогда, и теперь главное – сберечь понимание и доверие. Поэтому террор и радикальные запреты отменяются.

Строгость – очень соблазнительный метод воздействия: как-никак, подросток еще очень сильно зависит от нас. Но, во-первых, это, скорее всего, приведет к банальному вранью про «дачу приятеля», а во-вторых, вполне возможно, что он бежит из дома именно от обилия запретов и родительских наставлений.


Ликбез для непосвященных


Прежде всего, нужно хотя бы в общих чертах узнать, что такое игра, ведь непонятное пугает больше всего.

Ролевые игры – это не ноу-хау нашей эпохи поголовной инфантильности. Потребность в масштабной игре существовала всегда. Вспомните хотя бы «Зарницу», скомпрометированную своей обязательностью и милитаристским духом, или неизмеримо более уважаемую военно-историческую реконструкцию на Бородинском поле. Или даже картину Сурикова «Взятие снежного городка».

В нынешнем виде ролевая игра существует в России лет двадцать, со времен первых переводов книги Толкиена «Властелин колец». Постепенно тематика расширилась, и основой игры сейчас может стать историческое событие или целый период, книга, компьютерная игра – главное, чтобы это был целый мир, с определенными законами, правилами, укладом. Недаром все пошло с Толкиена, который заботливо придумал для своего мира все – от истории и подробных карт местности до языков, письменности и легенд разных народов.

Обычно игра начинается с идеи, вокруг которой собираются опытные, умелые игроки, так называемые мастера игры. Они должны придумать и понятно описать законы выбранного ими мира и всю организацию двух-трехдневного действа для нескольких сотен человек. Команда организаторов выбирает место, договаривается с местными властями, составляет распорядок, заранее объявляет возможные роли. Всю информацию вывешивают на сайтах. Например, календарь игр можно найти по адресу: http://www.alexander6.ru/. Очень много самой разнообразной информации на http://www.allrpg.info/. Полистайте их, не пожалеете: там есть и подробное описание стандартов на оружие, чтобы оно не могло нанести травм, и правила ведения боя, опять же, с длинными тщательными перечислениями – чего делать нельзя во избежание увечий. Кое-где даже можно найти санитарные требования к стоянкам и правила по организации полевых туалетов, а в конце игры предусмотрена «приемка стоянок». В грамотно организованной игре обязательно присутствие медика и машины на всякий (несчастный) случай.

Опытные игроки, сами уже ставшие родителями, понимают ваше беспокойство и советуют внимательно просмотреть сайт игры, на которую собирается ваш ребенок. И в первую очередь – правила безопасности. Чаще всего информация растолковывается тщательно и понятно. Вплоть до подробной схемы проезда, расписания местного транспорта, места и времени встречи.

Итак, все приехали и расположились. Мастера запускают игру. Как это делается, они сами объясняют не очень понятно для непосвященных, но если интересно, можно посмотреть заметки по теории и проблематике игры, например, здесь: http://www.skady.narod.ru/ludi/.


Первый опыт свободы и ответственности


Сама игра – это кусочек жизни, прожитый в «маске» персонажа. Роль, интенсивность событий, характер деятельности персонажа зависят от выбора игрока. Можно стать злобным орком и на всех нападать, можно открыть трактир, через который пройдет множество персонажей, или побыть знахаркой в избушке на отшибе. Бурная игровая жизнь полна «опасностей»: можно «заболеть», быть «раненым» или «убитым» – в строгом соответствии с правилами. Например: «Раненый, которого не лечили, через 15 минут превращается в тяжелораненого, а через 20 – в убитого. Самому себя перевязывать запрещается». Или: «Если ты собрался поесть в трактире, а тебя убили, значит, тебе не повезло: никаких разговоров типа «сейчас поем и пойду». Все оставляешь и идешь в "мертвятник"» (это такое место, куда отправляются все «убитые», на какое время – тоже определяют правила).

Жульничество (читерство) обесценивает удовольствие от игры, поэтому не практикуется. А вот добровольное и добросовестное выполнение правил педагоги в один голос называют одним из позитивных воздействий игры. Во время поединка участник сам решает, попал ли в него противник. Это первый для подростка опыт свободы и ответственности. По словам одного из мастеров (кстати, школьного учителя), игра дает практику выбора, взаимодействия, столкновения с другими людьми. И, что очень важно, этот опыт приобретается в безопасной ситуации.


Обсуждение – часть процесса


Наверное, до конца понять, что такое игра, можно только поучаствовав в ней. Или хотя бы понаблюдав изнутри. Если очень хочется и вы готовы выдержать лишения жизни под открытым небом, намекните об этом ребенку. Не настаивайте и не обижайтесь, если он не поддержит вашу идею. В конце концов, это им открытое пространство. Да и не в каждой игре гости придутся кстати. Там же, где предусмотрен статус гостя, это тоже не означает, что вы сможете бегать за своим чадом с бутербродом и носовым платком. В одной игре гостям, например, предлагается изображать прокаженных – видимо, чтоб ходили кучкой в отдалении и не встревали куда не надо. К одежде никаких требований – какой спрос с прокаженных, – а вот фото- и видеоаппаратуру просят тщательно маскировать, чтобы не искажать игровой интерьер.

К костюмам и атрибутике, кстати, требования бывают на редкость строгие. В установочной информации даются подробнейшие описания костюмов, особенности кроя, тканей и отделки, тончайшие различия одежды, предназначенной для разных сословий, возрастов и социальных групп. Как раз при изготовлении костюма, украшений или оружия у вас есть хороший шанс оказать ребенку помощь в том, что для него действительно важно. Поработать с ним вместе или даже под его руководством. Только не попрекайте потом и не торгуйтесь: «Я тебе плащ раскрою, а ты ведро вынесешь». Покажите пример бескорыстного сотрудничества.

Выход из игрового мира оформляется специальным образом. В частности, все желающие могут принять участие в обсуждении непосредственно после игры и рассказать о своих впечатлениях и замечаниях, а потом еще и написать на сайт. Опытные мастера и хорошие учителя вам скажут, что такое обсуждение может дать личности мощный развивающий эффект: участник игры рассказывает, что он делал, на основании чего принимал решение, что чувствовал.

Если у вас с ребенком доверительные отношения, можно продолжить процесс послеигровой рефлексии дома. (Только если вам правда интересно! А ребенок охотно рассказывает!) Для того чтобы опыт стал осознанным, можно, например, спросить о неудачных, на его взгляд, моментах: как бы он поступил, если бы можно было все вернуть назад и переиграть.


Притяжение игры


Чем же так манит игра наших детей? Резюмируя многочисленные и многословные ответы педагогов, психологов, игровиков, можно сказать: романтикой, общением, принадлежностью к сообществу, которое выбрал сам. В самом деле, какой девочке не хотелось хоть минутку побыть принцессой, и кто из мальчишек не представлял себя храбрым рыцарем? В игре это вполне возможно. На самом деле у взрослых, читающих любовные романы и смотрящих мелодрамы, в организме не хватает того же романтического витамина. Только они предпочитают поглощать его, сидя на диване, а дети шьют костюмы, берут рюкзаки и отправляются на игру.

Есть и еще одна причина, уводящая в мир игры. Мы, взрослые, притерпелись, а детям тяжело осваиваться в мире, где многие говорят одно, думают другое, а делают третье. Увлечение игрой свидетельствует о потребности ребенка выстроить понятный гармоничный мир: вот свои, вот враги, и никто не меняет правил по своему произволу.

Ну и, конечно, круг общения, сообщество, где тебя понимают, и ты пользуешься честно завоеванным авторитетом. Это особенно важно для тех, у кого не складываются отношения в классе или во дворе – то есть там, где он не выбирает группу, а приходит в уже сложившуюся. И где его оценивают за те качества, которые ему могут быть безразличны. В игровом же сообществе, как и в любом другом, которое он выбирает сам, подросток разделяет с окружающими действительно важные для него ценности.


Кто в это играет?


По сравнению с представителями других молодежных субкультур ролевиков довольно много, да и внимание они привлекают больше своим вызывающе нестандартным видом. Поэтому вокруг ролевого движения возникло немало страшилок и мифов. Некоторые придуманы и поддерживаются пугливыми педагогами и родителями, другие старательно тиражируют СМИ. Я и сама последовательно перебоялась по поводу каждого.

Итак, самый распространенный миф повествует о том, что на ролевых играх собираются сплошь маргиналы и «недоигравшие» в раннем детстве. Одним словом типы, у которых проблемы с социализацией или с психическим развитием. Возможно, такие там тоже есть. Даже наверняка. А вы знаете, где их нет?

Для прояснения ситуации сошлюсь на исследование костромских педагогов.

Исследование довольно объемное, и не всякая птица долетит до середины… Поэтому приведу короткие выдержки. В анкетировании приняли участие 204 человека из различных городов России.

Юношей в выборке было 65%, а девушек, соответственно, 35%. Более половины участников опроса (55%) отметили свой возраст в интервале 17–22 года, значительную часть выборки (примерно четверть) составили люди, чей возраст колеблется от 23 до 30 лет.

Более половины (57%) респондентов живут выше прожиточного минимума.

Большое количество участников опроса (26%) трудятся в промышленности. Чуть меньшая часть опрошенных (24%) работают в области образования или обучаются по соответствующему направлению.

Достаточное количество участников (19%) ролевого движения – бизнесмены и частные предприниматели. Десять процентов ролевиков – люди свободных профессий (журналисты, музыканты, художники). Их картины, скульптуры, украшения и бижутерия, игровые костюмы изготавливаются на высоком профессиональном уровне, отдельные экземпляры могут быть названы произведениями искусства.

Как видите, ваш ребенок оказался не в самой плохой компании.


Чего боятся родители


Самый тяжеловесный аргумент в пользу мифа о маргинальности – рассказ о тех, кто совсем ушел в сказочную реальность. Такие и правда есть. Они продолжают изображать своего персонажа и в обычной жизни. За что в игровом сообществе их обидно называют «эльфами по жизни» и «дивными». Их немного стесняются и говорят о них неохотно. То есть среди игровиков (как, впрочем, и среди остальных людей) нормой считается отчетливое понимание, где проходит граница между жизнью и вымыслом.

Очень хорошо понимаю и опасения родителей по поводу возможных травм и несчастных случаев. Да, они бывают. Так же, как и под боком у бабушек, вожатых, воспитателей, семи нянек… Просто вашу тревогу усиливает то обстоятельство, что ребенок впервые! один! поехал неизвестно куда!

Но, увы, он бы все равно рано или поздно поехал без вас. Все равно куда: на дачу, в поход, в другой город. Как показывает практика, ощущение ответственности за себя или тем более за других удивительно меняет человека. Уверяю вас, что если бы вы (как я однажды) случайно могли заглянуть на стоянку, то не узнали бы своего вечно опаздывающего растяпу в собранном и ответственном костровом.

К сожалению, эти прекрасные качества не всегда сохраняются при возвращении домой. Думаю, что домашняя обстановка автоматически возвращает в состояние ребенка, который привык, что о нем заботятся.


В поисках позитива


Конечно, «лучше бы он готовился к ЕГЭ», но, что делать, он увлекся играми. Попробуйте и тут найти положительные моменты, чтобы не раздражаться самому и не пилить ребенка.

Во время подготовки и участия в игре ребята приобретают множество полезных для жизни навыков. Например, туристических: поставить палатку, разжечь костер, сохранить вещи и одежду сухими во время дождя. В походной жизни, где подросток сам за себя отвечает, быстро усваиваются и правила личной безопасности. Даже такая мелочь, как одежда по погоде, становится естественной. Хотя дома это было предметом бесконечных споров с вами.

Если вы хотя бы бегло посмотрели ролевые интернет-ресурсы, то представляете, сколько внимания уделяется антуражу: одежде, оружию, украшениям. Изготовление всего этого потребует от вашего ребенка невиданной работоспособности, точности, аккуратности. Одним словом, для того чтобы соответствовать, ему придется немало потрудиться и многому научиться, в частности, освоить ремесла.

В игровом сообществе всячески приветствуются литературные тексты и музыка. Не говоря уже о том, что игры зачастую делаются по книгам, то есть там собираются люди читающие.

Поскольку каждая игра наполнена ситуациями взаимодействия с партнерами, противниками, мастерами, быстро и естественно нарабатываются коммуникативные навыки – те самые, которые так безуспешно пытается развить школа. В игре есть место и для организаторской деятельности.

Исторические игры дадут участнику столько интереса и живых знаний об эпохе, что никакому учебнику не снилось. В хороших клубах на привлекательную игровую основу нанизывают приличный исторический и культурологический материал. Скажем, творческий клуб МГУ(!) «Золотые леса» (http://www.goldenforests.ru/) предлагает желающим лекции, тренировки, творческие вечера.

Для некоторых ребят игра становится чуть ли не единственным местом, где они получают признание, чувствуют успех. Это особенно важно для тех, у кого в школе и во дворе с лидерством не складывается. Да и мы, родители, иногда бываем скупы на похвалу и неумеренны в стремлении одернуть, приструнить. А ведь в подростковом возрасте это крайне необходимо – знать, что тебя уважает и ценит твое окружение.

Часто игровиков обвиняют в уходе от социума. Но на самом деле это огромный дополнительный круг общения. Ваш ребенок приобретает множество знакомых, которые, например, помогут в поисках работы. Учитывая реалии современной жизни, это немаловажно.

Вы, наверное, уже поняли, что список как плюсов, так и минусов можно продолжать довольно долго, был бы соответствующий настрой.

Игровая тусовка – это, конечно, не институт благородных девиц, но и не секта или скинхедское сборище. Отнеситесь к увлечению своего ребенка спокойно, а к нему самому – с доверием.


Автор статьи: Елена Куценко
Источник: Портал для родителей Москвы
 
 
загрузка...
 
 

Rambler's Top100
Карта сайта
Служебный вход